Ребёнок не умеет играть один — что мы делаем не так. И 6 способов это исправить

#Игра
#Отношения

«Дом завален игрушками, а он не играет!» — то и дело возмущаются родители. Почему дети постоянно хотят, чтобы родители играли с ними, и как сделать так, чтобы у родителей появилось 10–15 свободных минут в день.

 

Статья Карины Рихтере для сайта «domashniy.ru», оригинал статьи

Почему ребёнок не играет один

Игра — ведущая деятельность в жизни ребенка. Через нее он учится, примеряет на себя разные ситуации и взаимодействует с окружающим его миром. Как же получается, что ребенку даже при огромном количестве игрушек неинтересно играть самому и ему постоянно требуется партнер — мама, брат или сестра, другие дети на площадке или в детском саду?

Возраст

Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года. До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально.

Нет навыка

Чтобы ребенок мог играть сам, нужно, чтобы его этому научили. Очень часто детям дарят игрушки, но не рассказывают, что это такое и как с этим можно играть.

Большой выбор

Многие родители стараются компенсировать свое небогатое на игрушки детство и заваливают ребенка машинками, детскими синтезаторами, наборами посуды, конструкторами и многим другим, что предлагает ближайший к дому детский магазин. Однако ребенку сложно ориентироваться во всем этом многообразии, и он просто не знает, с чем ему поиграть и как именно.

Недостаток общения

Если ребенок не ходит в детский сад, на какие-то занятия или мама сознательно избегает детских площадок, ему может не хватать общения со сверстниками, и игры он будет предпочитать совместные, а не самостоятельные.

Кстати, с работающими родителями то же самое: ребёнку не хватает качественного общения с мамой и папой, поэтому он будет требовать этого общения, отказываясь играть самостоятельно. В этом случае отказ от самостоятельной игры — крик о помощи и требование удовлетворить потребность в общении с родителями или сверстниками.

Учим ребенка играть

Несмотря на то что, игра нормальна и естественна для ребенка, для формирования полноценного навыка и прокачку самостоятельной активности и свободной игры на первых этапах необходимо участие взрослого. Какое? Рассказываю:

Сформировать безопасное пространство

О безопасности должен думать взрослый, поэтому в пространстве для игр не должно быть опасных для ребенка предметов. Уберите все, что может причинить вред — острые предметы, электроприборы, бытовую химию и т. д. На розетки, двери и ящики поставьте специальные заглушки и блокираторы. Если ребенок играет на кухне, пока вы готовите обед, следите, чтобы среди посуды или продуктов не было опасных, а сын или дочь не сидели близко к плите.

Ограничить количество игрушек

Если количество игрушек в доме достигло немыслимых пределов, время провести ревизию. Сначала отберите всё, что пришло в негодность, с чем ребенок не играет и что не подходит ему по возрасту. Сломанное без сожаления выбросьте, те, из которых он вырос, отдайте, а до которых не дорос, отложите.

Оставшиеся разложите по группам: предметы, мягкие, куклы и фигурки, конструкторы, развивающие и т. п. Из каждой группы отберите 1–2 игрушки и сформируйте соответствующие наборы. Один оставьте в свободном доступе, остальные уберите. Периодически меняйте комплекты, обновляйте и пересматривайте их содержимое.

Играть вместе

Когда у ребенка появляется новая игрушка, показывайте ему, как с ней обращаться и для чего она придумана. Но не ограничивайте фантазию ребёнка обозначенным в инструкции функционалом. Пусть он под вашим присмотром придумает, как еще её можно использовать.

Поощряйте такие игры и не заставляйте ребенка играть только по заранее предложенным правилам. То же самое касается и ролевых или сюжетных игр. Пусть ребенок использует своих персонажей или придумывает для них новые сюжеты! В «Репке», например, помогать бабушке и дедушке могут не только кот и собака, но и Скай из «Щенячьего патруля» или тираннозавр.

В играх со сверстниками или родителями важно не столько объяснять правила, сколько научить соблюдать договоренности. Если вы договорились, что вместе собираете пазл и ребенок подбирает кусочки, а вы складываете, изменять правила можно только по взаимной договоренности.

Проводить время с ребенком

Если вам совсем не нравится играть, лучше не играть. Ребенок чувствует фальшь и натянутость, поэтому не получает удовольствия от такого времяпровождения. Часто малышу нужно лишь ваше номинальное присутствие — важнее видеть вас в поле зрения и понимать, что он не один. Это тоже можно использовать. Например, разрешать ребенку играть с кастрюлями или ложками, пока вы готовите обед, или принести игрушки из комнаты и выделить пространство для игры рядом с вами.

Если ребенку не хватает времени, проведенного с вами, но вам не нравится играть, замените это на любую другую совместную активность — прогулки, поделки, чтение, рисование и т. д.

Общаться с другими детьми

Если вы против детских садов на полный день и не хотите ходить на площадки, найдите группы кратковременного пребывания или какие-то кружки, которые работают по вальдорфской или Монтессори-методике. В них педагог ориентирован на удовлетворение потребности ребенка и формированию навыков самостоятельной игры. При планировании режима дня ребенка обязательно закладывайте время на свободные игры — время, когда сын или дочь могут делать все, что им хочется.

Учитывать интересы ребенка

Часто мы покупаем игрушки не для ребенка, а для себя. Мы считаем, что мальчики предпочитают мячики и машинки, а девочки — кукол, посуду и украшения. Но на самом деле вашему сыну может нравиться готовить или устраивать чаепития с игрушками, а дочери — собирать конструкторы или проводить гонки. Разрешите ребенку самому выбирать себе игрушки. Так он сможет сам принимать решения и играть в то, что ему действительно нравится.

 

Рекомендуем для изучения

Интенсив «Тайны свободной игры»

Как ребенок проходит через 7 стадий свободной игры, какие игрушки ему нужны и в каком возрасте, как организовать игровое пространство.

 

Что еще почитать

10 полезных привычек многодетной мамы, которые помогают все успевать и избежать выгорания

Не в игрушках счастье

Отпуск с детьми: как пережить перелет без нервных срывов

 

Комментарии: (1)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  • ргей
    23.12.2023

    еШ

Читайте также:

Многие думают, что отношения между родителями никак не влияют на ребенка. Порой матери не выбирают выражений, когда осуждают и критикуют…

Взрослые, сами того не замечая, нередко нарушают личные границы ребенка. В чем это проявляется?

Многие родители теряются, когда нужно подбодрить или похвалить ребенка. Однако слова поддержки очень важны для формирования нормальной самооценки и здорового…