Про ослика и морковку. Почему не нужно платить детям за учебу?

#Учёба

Статья Карины Рихтере для сайта «nanya.ru», оригинал статьи 

Я, наверное, никого этим не удивлю, но 9 из 10 современных детей теряют желание учиться уже в начальной школе. Если вы родитель школьника, то наверняка знаете, как сложно организовать маленького упрямца сделать домашнее задание, а уж сделать так, чтобы он был внимателен и сосредоточен на уроке и вовсе не реально. Чтобы подогреть интерес к учебе, мы идем на любые уловки, в том числе готовы даже оплачивать хорошие оценки и выполненную домашку. Правильно ли это? Разбираемся, почему денежная мотивация не помогает, а мешает детям учиться, и чем ее заменить. Обо всем этом расскажет психолог Карина Рихтере.

Куда уходит интерес к учебе?

Вспомните своего ребенка в возрасте 2-3 года: он только знакомиться с окружающим миром, ему все интересно, он открыт новому и буквально засыпает вас тысячей вопросов. Именно так и должен выглядеть развитый по возрасту ребенок, ведь любознательность и тяга к знаниям — это подарок от мудрой природы, с помощью которого он обучается и постигает азы взрослой жизни. Так почему этот живой интерес к обучению исчезает? Обычно это происходит по 1 из 3 причин:

  1. Опережающее развитие. Обратите внимание, большинство современных родителей помешаны на различных “развивашках”, они начинают готовить ребенка к школе, начиная с 3 лет. Однако, в этом возрасте малыш гораздо острее нуждается в развитии эмоционального интеллекта, чем в получении знаний, которые ему пока не нужны.
  2. Оценочная система образования. Несмотря на то, что до 2 класса в российских школах не ставят отметки, детей начинают оценивать еще на этапе дошкольного образования. Будь то звездочка или пятерка, дети привыкают учиться не ради знаний, а ради этой оценки. Такой подход убивает желание учиться как у отличников, так и у двоечников, потому что он обесценивает знания, которые получают дети в процессе обучения.
  3. Отсутствие мотивации. Чтобы ребенок с желанием учился, у него должна быть высокая мотивация. Он должен четко понимать, зачем ему учеба. Если школьник не осознает, почему нужно знать русский язык, и как в жизни ему пригодится математика, вряд ли он захочет тратить время на их изучение. Аргумент “потому что надо” не принимается.

Два вида мотивации

Когда родители сталкиваются с проблемой потери интереса к учебе у ребенка, они сразу пытаются повысить его мотивацию. Не спорю, подход правильный и даже эффективный. Однако, учтите, что существует 2 вида мотивации, и работают они совершенно по-разному:

  • Внешняя мотивация. В случае с внешней мотивацией, мы усиливаем желание ребенка получать знания извне. Например, мы можем разрешить лишние полчаса поиграть в гаджеты, дать карманные деньги или сладкое за хорошую учебу. Кстати, похвала — это тоже вид внешней мотивации, которой можно вполне эффективно пользоваться.
  • Внутренняя. Внутренняя мотивация учиться идет от самого ребенка, это его собственное желание узнавать что-то новое, потому что интересно, стремление достигать чего-то, потому что это приятно. Благодаря этому желанию человек получает удовольствие от процесса обучения, а не от результата. Повлиять на внутреннюю мотивацию значительно сложнее, особенно если ребенок уже подсел на допинг внешней мотивации. Однако, именно умение поддерживать самомотивацию на высоком уровне — отличительная черта всех успешных людей.

Кстати, не забывайте о том, что мотивация также бывает позитивной и негативной. Как наказание, так и поощрение могут повлиять на интерес к учебе. Однако, когда вы будете раздумывать, как мотивировать своего ребенка учиться лучше, вспомните, что помогает вам работать эффективнее — прибавка к зарплате или лишение премии?

Почему не стоит платить за учебу?

Не спорю, повысить внутреннюю мотивацию сложнее, чем внешнюю. Чтобы получить результат здесь и сейчас, велик соблазн монетизировать успехи ребенка в школе. Одни родители платят за оценки, другие за выполненное домашние задания, некоторые готовы раскошелиться даже за прочитанные книги. В этом случае деньги выполняют роль морковки, подвешенной перед осликом, чтобы заставить его двигаться вперед. Но давайте подумаем, что будет, когда наш ослик наестся, поможет ли нам снова морковка?

Если вы стремитесь, чтобы ребенок захотел получать знания, а не оценки, платить ему за учебу не рекомендуется, потому что внешняя мотивация:

  • Носит временный характер. Деньги помогают ученику лучше учиться, только пока их платят. Если вы перестанете поощрять учебу финансово, успеваемость ребенка вернется на исходную.
  • Убивает внутреннюю мотивацию. Если ребенку начать платить за учебу, он перестает искать мотивацию внутри себя. Получение хороших оценок станет для него не целью, а средством для заработка своих карманных денег.
  • Подталкивает к жульничеству. Получить хорошую оценку в школе намного проще, чем добыть глубокие знания. Можно списать у соседа, сделать шпаргалку или подсмотреть ответы в телефоне. Если вы пообещаете платить за хорошую учебу, никаких гарантий, что ребенок не будет жульничать нет.
  • Приучает ребенка к потребительскому отношению к родителям и к жизни, в целом. Когда вы начинаете материально стимулировать интерес к учебе, этот подход может проецироваться на другие жизненные ситуации. Не удивляйтесь, если потом ребенок согласится помыть посуду или вынести мусор только за деньги.

Как развить внутреннюю мотивацию?

Когда вы подвешиваете перед вашим ребенком метафорическую “морковку” в виде денег для улучшения успеваемости в школе, вы автоматически приравниваете его к неразумному ослику, который идёт, куда скажут. Но ведь наша цель вырастить успешного, счастливого и самостоятельного человека, а не покорного ослика! Чтобы по-настоящему научить ребенка получать удовольствие от процесса обучения и радоваться собственным результатам, нужно:

  1. Создавать ситуацию успеха. Внутренняя мотивация всегда рождается из ситуации успеха. Чтобы понять, как здорово получить полезный навык или повысить свой уровень, он должен это прочувствовать. Каждый ребенок радуется, когда у него что-то хорошо получается, акцентируйте внимание на этих моментах, не зацикливаясь на неудачах, без которых не обойтись в учебе.
  2. Хвалить правильно. Правильная похвала очень важна для развития внутренней мотивации. Старайтесь хвалить не за результат, а за процесс и усилия, которые ребенок приложил, чтобы его достичь. Не обесценивайте усилия ребенка небрежно брошенной, абстрактной похвалой.
  3. Четко определяйте цели в учебе. Этот пункт особенно актуален для подростков. Чтобы повысить мотивацию старшеклассника, нужно показать ему, что учеба — это один из способов достижения его целей. Поэтому так важно определить, какие задачи он ставит перед собой, куда хочет двигаться дальше. Обсуждайте, чем ребенок хотел бы заниматься в жизни, и какие предметы ему в этом будут полезны.

Подводя итоги, хочу сказать, что никто не сможет вам запретить платить за учебу, если другого выхода вы не видите. Но если вам хочется сделать по-настоящему ценную инвестицию в будущее своего ребенка, вкладывайте в его внутреннюю мотивацию, это пригодится в любой сфере жизни, где бы он ни решил применить свои таланты.

 

Рекомендуем для изучения:

Интенсив Карины Рихтере “Учеба без стресса”.

О том, как научить ребенка делать домашние задания и готовиться к школе заранее, как относиться к оценкам, как помочь ребенку развить уверенность в себе и веру в свои силы, как без напряжения и ругани делать домашние задания

 

Другие статьи на тему обучения в школе:

Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ

Почему ребенок не хочет идти в школу

Как научиться не бояться плохих оценок и научить этому ребенка

 

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Читайте также:

Разбираемся, как он формируется в детстве, как влияет на характер и почему способен обрекать свою жертву на жизненные неудачи.

Каждый второй школьник сталкивается с агрессивным поведением и буллингом.

Некоторые дети еще в пять-шесть лет начинают школу бояться и ненавидеть, заявляя родителям, что они учиться никогда и ни за что не пойдут.