Как научиться не бояться плохих оценок и научить этому ребенка
9 из 10 школьников признаются, что дома их ругают за плохие оценки. Почему родители как огня боятся двоек и пугают ими детей?
Статья Карины Рихтере для сайта «classmag.ru», оригинал статьи
Кажется, что каждый взрослый человек, который дожил до того, чтобы стать родителем, должен осознать, что нет никакой связи между плохими оценками в школе и успешностью и счастьем ребенка в будущем. Однако, по информации школьных психологов 9 из 10 школьников признаются, что дома их ругают за плохие оценки. Почему родители как огня боятся двоек и пугают ими детей? Разобраться с этим вопросом нам помогает детский психолог Карина Рихтере, которая расскажет, как научиться спокойно реагировать на отметки в дневнике.
Почему все боятся двоек?
Давно замечено, что родители в большинстве случаев реагируют на плохие оценки более болезненно, чем сами ученики. Страх двойки, который живет в каждом взрослом, родом естественно из детства, и искоренить его полностью практически невозможно. Такая острая реакция взрослых на оценки ребенка объясняется тем, что они проецируют их на себя и свои родительские компетенции. Видя условную двойку в дневнике, они испытывают:
- Боязнь публичного осуждения. Многие родители испытывают стыд, когда получают оценки, считают это своим упущением и промахом.
- Волнение. Видя в дневнике низкие оценки, родитель начинает паниковать и волноваться за будущее ребенка.
- Чувство вины. Плохие оценки заставляют родителей чувствовать свою вину за то, что они не смогли или не успели помочь ребенку с учебой, что-то упустили в воспитании.
- Жалость к ребенку и к себе. Иногда родители начинают жалеть ребенка из-за того, что он вопреки всем стараниям никак не может разобраться в предмете. Также родителям бывает жаль собственных средств, времени и сил, потраченных на решение этой проблемы.
- Зависть. Может показаться, что родителям других учеников в классе можно только позавидовать, ведь им не приходится сталкиваться с такими трудностями.
- Злость на ребенка. В момент школьных неудач, родители могут злиться на ребенка, обвинять его в лености, не достаточном старании, отсутствии способностей.
- Злость на преподавателя. Иногда злость канализируется на преподавателя, который не может «нормально объяснить», не хочет возиться, не старается научить.
Все эти эмоции очень сильные и иногда болезненные. И все они базируются на ограничивающих убеждениях самих взрослых. В норме эти эмоции должны со временем трансформироваться в продуктивные мысли о том, как помочь ребенку справится с ситуацией. Однако, иногда, родитель на них зацикливается.
Что чувствует ребенок, когда получает двойку?
Уметь ребенка, который получает только пятерки, очень удобно, но случается такое крайне редко. Большинство детей в какой-то момент школьной жизни все же сталкивается с трудностями и получает не самые высокие отметки. Увидев в своем дневнике первую двойку, ученик может почувствовать:
- Страх. Даже если ребенок получил плохую оценку первый раз, он уже знает, что это может привести к ругани и наказанию. Он может бояться сознаться в своей неудаче и попытаться скрыть неуд.
- Боязнь разочаровать родителей. Большинство детей боятся разочаровать родителей своей неудовлетворительной успеваемостью, не хотят огорчать их.
- Злость и расстройство. Злость, которая возникает у ребенка, может быть направлена и на себя, и на преподавателя, который влепил двойку.
- Неуверенность в своих силах. Любая негативная оценка — болезненный удар по самооценке для любого ребенка. Двойка может пошатнуть уверенность в себе даже у самого амбициозного ученика.
Как не превратить двойку в трагедию?
Важно принимать, то, как отнесется ребенок к плохой отметке, зависит от реакции взрослых. Поэтому, чтобы случайная двойка не стала катастрофой всей жизни ребенка, важно научить его правильно воспринимать конструктивную критику и адекватно оценивать себя. Для этого нужно:
- Успокоиться. Переживите первую бурю негативных эмоций и только тогда начните разговор с ребенком. Возьмите паузу, если вам необходимо остыть.
- Посочувствовать. Предложите ребенку вашу поддержку и сочувствие, не обесценивает его переживаний. Расскажите, что понимаете, какие чувства он испытывает.
- Выяснить причины. Причины, по которым в дневнике появился красный «лебедь», может быть много. Узнайте, в чем дело: в непонимании темы, невнимательности, нехватке времени или банальной забывчивости.
- Обсудите способы выхода из ситуации. Исходя из причин получения неуда, найдите с ребенком способ улучшить оценки. Возможно ему хватит вашей помощи, может придется найти репетитора, зависит от масштаба проблемы.
- Дайте возможность исправить. Если ребенок уверен, что плохая оценка получена случайно, и он может ее самостоятельно исправить, то обязательно дайте ему такую возможность. Обязательно договоритесь, когда и как он должен это сделать.
- Отделите академические успехи ребенка от его личности. Поверьте, можно любить ребенка, даже если он получает плохие оценки. Не в оценках, как говорится, счастье.
Что делать, если опять двойка?
Чтобы ребенок не боялся сообщать о своей успеваемости, не прятал дневник и не изобретал более изощренные способы скрыть двойку, важно спокойно и конструктивно реагировать на оценки.
Как превратить негатив в позитив?
Важно понимать, что путь к хорошей успеваемости и успеху основывается не на критике и наказаниях, а на общении, внимание и похвалу. Двойка — это всего лишь красный флажок, сигнализирующий преподавателю, ученику и его родителям, где в его знаниях есть пробелы. Если все участники учебного процесса будут воспринимать отметку именно так, то она уже не будет вызывать страха и негативных эмоций. Чтобы ребенок адекватно относился к двойкам в дневнике, попробуйте:
- Научить ребенка не бояться ошибок. Не ругайте и не критикуйте за оценки, а помогите найти способ их исправить.
- Объяснить, что знания важнее оценок. Донесите до ребенка, что плохая отметка — это не показатель его способностей, ведь конечная цель образования не красивый аттестат, а получение знание, которые помогут ему выбрать сферу своей будущей деятельности.
- Правильно хвалить. Поощрять школьника за его достижения в учебе обязательно нужно, только важно делать это правильно. Когда хвалите, делайте акцент прежде всего на усилиях, которые ребенок приложил, для того, чтобы достичь этого, а не на результате.
- Расскажите, что нельзя преуспеть во всем. Невозможно одинаково преуспевать во всех предметах. Все дети разные, с разным складом ума и интересами. Иногда даже полезно сконцентрироваться только на том, что у тебя получается и том, что нужно для достижения твоих целей.
Обучение в школе — это не спринт, это настоящий марафонский забег, который длится 11 лет. И в масштабах это школьного марафона двойка — всего лишь небольшое препятствие, никак не повлияет на итоговый результат. Относитесь к оценкам правильно, и они перестанут пугать вас и ваших детей.
Рекомендуем для изучения
Мини-курс из 3х интенсивов «Учебный год без хлопот»
Подготовка к школе на раз-два-три
Другие статьи на тему обучения в школе:
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
20.11.2023
фт