А что будет, если постоянно заниматься развитием малыша в ущерб свободным играм?
«После трех уже поздно!» — утверждает японский инженер и создатель методики раннего развития Масара Ибука. Многие молодые мамы, вдохновившись его идеями, записывают малышей на курсы раннего развития и буквально с пеленок учат детей читать, считать и играть на музыкальных инструментах, посвящая развивающим занятиями буквально каждую минуту жизни ребенка. Но так ли это полезно? О раннем развитии, свободной игре и отдыхе мы поговорим в этой статье.
Статья Карины Рихтере для сайта «letidor.ru», оригинал статьи
Чем грозит постоянное обучение в ущерб свободной игре
Помните стихотворение «Болтунья» Агнии Барто, героиня которого занималась в таком количестве кружков, что даже болтать было некогда?
Многие воспринимают его как руководство к действию и стараются максимально занять все свободное время ребенка. Утром занимаются чтением, после обеда лепкой, затем изучением цветов и форм. На свободную игру и отдых времени у ребенка совсем не остается. Но такой подход может привести к совершенно противоположным результатам, и вместо всесторонне развитого ребенка-гения мы получаем безынициативного и ничем не интересующегося малыша. Почему так происходит?
- Когда мы планируем каждую минуту жизни малыша, мы не даем ему возможность пробовать что-то самому. Он привыкает к тому, что за него все уже решили, его мнение никому не интересно.
И даже если ему хочется просто катать машинку или строить башню из кубиков, нужно заниматься тем, что скажет мама.
- Фантазия и самостоятельность — те навыки, которые развивает свободная игра. Если выдать ребенку игрушки или набор для творчества и не ограничивать его строгими правилами и жесткими регламентами, он начинает видеть в обычной башне из кубиков замок принцессы, а в нарисованной им кляксе — фантастических животных.
Depositphotos
- Свободная игра — это время отдыха, момент, когда мозг ребенка закрепляет освоенные им раньше навыки.
Вам кажется, что малыш ничего не делает и витает в облаках. Но на самом деле его мозг интенсивно работает в эти моменты.
- Чем больше мы нагружаем ребенка, тем выше вероятность того, что он не будет понимать, чего он на самом деле хочет и к чему стремится. Ведь мама лучше знает, что ему интересно и чем он хочет заняться. А значит, и интересоваться чем-то необязательно и не нужно — мама всегда подскажет и направит.
- Постоянная занятость приводит и к хроническому переутомлению. Если у ребенка нет времени на отдых и он постоянно занят чем-то полезным, он не успевает восстановиться.
Со временем это приводит к снижению когнитивных способностей и полной утрате интересов к чему бы то ни было.
Очень важно соблюдать баланс!
С одной стороны, дать ребенку нужную развивающую среду, а с другой — не перегрузить его лишними занятиями.
Freepik.com
Как найти золотую середину в играх и занятиях
Воспитание и развитие сводится к постоянному поиску компромиссов. Мы балансируем между соблюдением интересов ребенка и необходимостью подталкивать его в нужном направлении, стремлением вложить в него как можно больше и учетом его возможностей. Как же сбалансировать все стороны жизни, не упустить важное и максимально развить таланты малыша?
- Наблюдайте за ребенком. Очень часто мы хотим, чтобы ребенок занимался тем, что у нас самих не получилось, — освоил музыкальный инструмент, научился танцевать, стал спортсменом или решал математические задачи. Но секрет в том, что интересы и склонности ребенка могут вовсе не совпадать с тем, что вы для него придумали. Главное — вовремя понять это.
- Предлагайте варианты. С другой стороны, если мы не будем пробовать и предлагать, мы можем не узнать, что у ребенка есть склонность к тому или иному занятию.
В домашних играх предлагайте малышу разные виды деятельности.
Если ему интересно и у него получается, можно заняться этим углубленно.
- Оставляйте время на отдых. Несколько часов в день должно быть оставлено под свободную игру. Ей можно заниматься дома, когда ребенок играет с тем, чем хочет, на улице, когда он учится взаимодействовать с другими детьми и познает окружающий мир, и даже в развивающих центрах, когда он свободно пользуется инвентарем центра. Помните, что это время, когда он закрепляет предыдущий опыт, развивает творческое мышление и учится самостоятельно изучать мир.
Freepik.com
- Используйте правило «+1». Если малыш хочет бросить кружок или отказывается заниматься, отложите это на несколько дней, но не разрешайте ему бросать сразу. Заодно узнайте, почему он больше не хочет этим заниматься. Причин может быть много, и для каждой из них нужно искать свое решение. Поэтому перед тем, как бросить кружок или отказаться от чего-то, предложите ребенку попробовать еще один раз.
- Отказывайтесь от того, что неинтересно. Но в то же время нужно уметь отказаться от того, что больше неинтересно ребенку или не получает у него. Установите время, которое вы потратите на проверку. Если после завершения испытательного периода улучшений не наступило, это повод отказаться от занятий.
В любом занятии постарайтесь доверять себе и ребенку. Именно ваша интуиция и интересы ребенка помогут вам найти ключ к развитию его основных талантов.
Фото: Depositphotos, Freepik.com
Рекомендуем для изучения
Мастер-класс “Детки (не всегда) конфетки”
Почему ребенок выходит из-под контроля вопреки вашей любви, заботе и желанию дать лучшее?
Что еще почитать:
«Мама, давай играть!»: как научить ребенка развлекать себя самостоятельно
Похвала, которая мотивирует ребенка развиваться дальше
А что будет, если ребенка постоянно контролировать
Комментарии: (0)