Настольные игры для детей

#Игра

Настольные игры прочно вошли в нашу жизнь. Мы играем в них на вечеринках с друзьями и покупаем их для детей. Но часто игры оборачиваются слезами и злостью из-за проигрыша. Почему дети не любят проигрывать, как этого избежать и какие настольные игры выбрать?

Статья Карины Рихтере для сайта «nanya.ru», оригинал статьи

«Не хочу проигрывать»

Дети очень любят играть, в том числе в самые разные настолки. Если игра не предполагает победителей и проигравших, они активно в нее включаются и могут заниматься этим часами. К таким играм относится, например, «Крокодил» или «Дочки-матери». Но ситуация резко меняется, если игра предполагает соревнования. Для многих детей проигрыш становится настоящей трагедией и причиной для слез. Почему так?

Чаще всего в основе поведения лежит эгоцентризм ребенка. Он на самом деле уверен, что он центр мира, поэтому считает, что должен всегда выигрывать и получать то, что хочет. Это ощущение особенно усиливается, если в семье воспитывается один ребенок, которого все балуют и пестуют. В семьях с двумя и более детьми возникает другая проблема: братья и сестры начинают соревноваться друг с другом во всех сферах жизни, в том числе и в играх.

Также на негативное отношение к проигрышу влияют и установки родителей. Если они постоянно внушают ребенку, как важно всегда и во всем быть первым, то проигрыш в домино или шуточном забеге, становится для него настоящей трагедией. Ведь вся его жизнь нацелена только на один результат.

Что мы можем сделать, чтобы научить ребенка адекватно воспринимать проигрыш?

  1. Показывайте на своем примере, что проигрывать — это не страшно. Можно несколько раз поддаться ребенку в соревновательных играх, а потом обратить его внимание на ваше отношение к проигрышу. Смотрите вместе фильмы и читайте книги на эту тему, а потом обсуждайте, какие эмоции испытывает проигравший человек и как он относится к проигрышу.
  2. Следите за собой и своим поведением вне игр. Обращайте внимание на то, что вы транслируете ребенку в обычной жизни. Если во время игры вы говорите, что проигрывать не страшно, а в обычной жизни требуете от него быть лучшим во всем, то вполне логично, что он будет расстраиваться из-за проигрыша. Он не умеет различать игру и жизнь. В то же время, даже если вы не говорите ничего подобного, но сами плохо реагируете на то, что не получили желаемого, например, вам не удалось устроиться на новую работу и вы ругаете дурака-кадровика и несостоявшегося начальника за то, что он не оценил ваши таланты, то и ребенок будет поступать аналогично.
  3. Учите получать удовольствие от процесса, а не результата. Настольные игры созданы для того, чтобы проводить время вместе и получать от этого удовольствия. И, конечно, азарт и желание выиграть тоже добавляет игре прелести. Но насколько это важно? Покажите, что результат, конечно, имеет значение, но не менее важно получить и удовольствие от процесса. Обсудите после игры, что дает сам процесс, например, помогает учиться планировать или находить нестандартные ходы.
  4. Постарайтесь узнать, почему ребенку не нравится проигрывать. Часто негативные эмоции связаны не с самим проигрышем, а с теми эмоциями, которые они вызывают. Например, проигравший может считать себя недостаточно хорошим или умелым, чтобы выиграть, а проигрыш только подтверждает это. Объясните, что умение приходит с опытом. Чем больше играть, тем скорее придет результат.

Не стоит вообще отказываться от игр с соревновательным компонентом. Так вы учите ребенка избегать ситуацию. Более правильно прорабатывать ее и показывать ребенку, как можно справиться с негативными эмоциями.

Какие игры выбрать?

Производители предлагают нам десятки разных игр на любой вкус и кошелек. Как выбрать такую игру, чтобы она была интересна всем членам семьи? Во-первых, она должна соответствовать возрасту детей — слишком простые или слишком сложные игры будут неинтересны им. Во-вторых, она должна быть красиво оформлена, давать возможность развить разные навыки и показать разные умения.

Когда приносите новую игру, внимательно рассмотрите с ребенком карточки и фигурки, обсудите правила и подумайте, как вы можете адаптировать их под себя. Предложите ребенку придумать собственные варианты игры или скорректируйте правила с учетом особенностей вашей семьи.

В какие игры интересно играть с малышами и младшими школьниками?

  • «Мисстигри». Карточная игра, главная цель которой собрать пару и не остаться в конце с непарной карточкой Мисстигри. Играть в нее могут от двух до 6 человек. Карты раздаются всем игрокам, а затем сосед слева тянет карту у игрока. Пары выкладываются на стол. Игра заканчивается, когда собраны все пары.
  • «Маленькая природа». Играют от двух до четырех игроков. Цель — собрать представителей разных семейств: море, лес, джунгли, горы, ферма, сад и саванна. Игрокам раздается по 5 карт, а из остальных формируется колода. Собирать семейство можно в том случае, если у игрока есть хотя бы один представитель семейства. Во время хода он обращается к любому из партнеров по своему выбору и просит у него одного из нехватающих ему представителей семейства. Выигрывает тот, кто собирает больше всего семейств.
  • «Безумные утки». Цель — угадать животное с тремя ногами. В начале игрок загадывает цвет «секретной» утки. Во время хода он берет карточку и, если на ней изображена утка, выкладывает ее на стол рубашкой вниз. После того как собирается ряд из трех уток, он говорит количество ног. Если оно четное, значит, в ряду нет утки секторного цвета, то количество ног четное. Если есть, то количество ног нечетное. Другие игроки должны попробовать угадать, какой цвет загадал игрок.

В какие игры поиграть с детьми постарше?

  • «Имаджинаруим». Существует во всевозможных вариантах, с дополнительными карточками или без них. Игра рассчитана на 3–6 игроков. Цель — загадать ассоциацию на карточку и постараться разгадать ассоциации других. По мере продвижения по игровому полю ассоциации могут осложняться дополнительными условиями. Выигрывает тот, кто дальше всех продвинулся по игровому полю.
  • «Манчкин». Веселые манчкины сражаются с монстрами разного уровня. В этой борьбе другие участники могут помогать и мешать ему в этом. Цель — достигнуть 10 уровня раньше других. Есть множество колод и дополнительных карт, которые легко мешаются между собой. Игра рассчитана на 3–6 игроков.
  • «Экивоки». Цель — пройти игровое поле и достигнуть чердака быстрее других. Но на этом пути лежат самые разные задания, в ходе которых нужно любыми способами объяснить выпавшее слово. Играть можно как индивидуально, так и командно. Оптимальное количество игроков — от трех человек или трех команд по 3–4 человека.

С разновозрастными детьми можно играть в знакомое с детства «Крокодила», домино и лото. Комплекты лото и домино не только с цифрами, но и разными изображениями можно найти в любом магазине настольных игр. Там же можно приобрести комплект карточек для игры в «Крокодила».

 

Рекомендуем для изучения

Мастер-класс “Детки (не всегда) конфетки”

Почему ребенок выходит из-под контроля вопреки вашей любви, заботе и желанию дать лучшее?

 

Что еще почитать:

Используете ли вы игры в обучении

Что положить под ёлку?

Что такое родительская любовь и как она проявляется?

 

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Читайте также:

Зачем детям верить в Деда Мороза, через какие стадии проходит эта вера и как безболезненно попрощаться с новогодним волшебником?

Почему ребенок может закатывать истерики и шантажировать родителей ради новых игрушек, и что можно с этим сделать?

У многих самые теплые новогодние воспоминания связаны с Дедом Морозом. Мы с теплотой воспоминанием, как писали ему письма, а утром…