Почему раньше авторитета у родителей было больше?

#Иерархия

«Раньше было лучше» — ностальгирует не только старшее поколение, но и молодежь. Мол, раньше и семьи были крепче, и родителей дети слушались беспрекословно, и помогали с ранних лет, не капризничая и не споря. Но действительно ли раньше было лучше, а дети больше уважали старших? Можем ли что-то перенять у старшего поколения?

 

Статья Карины Рихтере для сайта «nanya.ru», оригинал статьи

Все лучшее — детям?

Еще 100 лет назад семья, в которой воспитывалось пятеро детей, даже не считалась многодетной. Такое количество детей было обычным и нормальным, особенно в деревнях. И этому есть несколько объяснений:

  1. Отсутствие контрацепции. Планировать количество детей в семье раньше было очень сложно, потому что невозможно было предсказать, когда наступит беременность. Прерванный половой акт или календарный метод дают слишком много ошибок, чтобы считать их нормальными методами контрацепции.
  2. Высокая смертность. До открытия антибиотиков и серьезного развития медицины умирал 2 из 5 ребенка до 5 лет. Родители не знали, выживет ли первенец, поэтому старались делать «запас» и рожали как можно больше детей. Тем самым родители повышали вероятность того, что кто-то из них выживет.
  3. Тяжелый физический труд. До индустриализации семьям приходилось много и тяжело и работать. Чем больше семья, тем больше рабочих рук. Чем больше рабочих рук, тем больше доход семьи.

Эти факторы влияли и на подходы к воспитанию детей.

Как воспитывали раньше

Многих современных родителей старые методы воспитания приводят в ужас. А если почитать мемуары русских и зарубежных классиков, то можно увидеть, что они не нравились и самим детям. В чем секрет?

Во-первых, до развития гуманистической педагогики и психологии дети считались менее ценными, чем взрослые. Во-вторых, высокая детская смертность, большое количество детей, постоянные беременности и тяжелый физический труд приводили к тому, что родители не привязывались к детям.

Какие методы использовали раньше?

  1. Необсуждаемый авторитет взрослого. Родители решали, кем ребенок станет, когда вырастет, на ком женится или за кого выйдет замуж, где будет жить и так далее. Ослушаться воли родителей было невозможно.
  2. Физические наказания. Родители не очень интересовались чувствами конкретного ребенка, поэтому любое непослушание приводило к физическим наказаниям. Шлепок по попе и подзатыльник вообще не считались физическим воздействием.
  3. Тяжелый труд с ранних лет. Как только ребенок мог помогать по дому или хозяйству, он мог это делать. С 8–10 лет дети уже работали наравне со взрослыми. Никаких поблажек и скидок на возраст. Мальчики помогали в поле и на другой работе. Девочки делали работу по дому и следили за младшими.
  4. Отсутствие личного пространства. Редкая семья раньше имела достаточное количество ресурсов, чтобы у детей были отдельные комнаты и даже личные кровати. Вещи переходили от старших к младшим и были, по сути, общественными.
  5. Неуверенность в завтрашнем дне. Ребенок не знал, будет ли завтра у родителей работа, а него еда, выживет ли он сам, его братья и сестры, мама и папа. Долгосрочное планирование было невозможно, т. к. никто не знал, что будет через неделю.
  6. Отстраненность взрослых. Физически сложно быть включенным в жизнь детей, когда их семеро по лавкам, а ты каждый день придумываешь, чем их накормить и во что одеть. Дети часто были предоставлены сами себе, их чувствами никто не интересовался, а обучение и развитие происходило в свободное от работы время.

Беззаботным детство было только у средних и высших сословий, но и в таких семьях использовали физические наказания, а мама и папа редко были на 100% включены в жизнь ребенка. Кроме того, авторитет взрослых держался на принуждении и страхе перед наказанием. Можно ли в таком случае сказать, что раньше его было больше?

Чему мы можем научиться у родителей прошлых поколений?

Несмотря на то что многие методы воспитания кажутся нам морально устаревшими и неприемлемыми в современных реалиях, некоторые из них мы можем взять на вооружение и сегодня. С некоторыми оговорками, естественно.

  1. Последнее слово всегда остается за родителем. Да, дети могут высказывать мнения и пожелания, но принятие решений всегда остается за родителями. Именно вам нести ответственность за эти решения. Если вопрос не касается безопасности или не принципиален, разрешите ребенку решать самому.
  2. Приучение к труду. Нам кажется, что чем позже ребенок начнет помогать по дому, тем лучше. Но это не так. Домашние обязанности помогают детям почувствовать причастность к семейным делам. Главное, чтобы эти дела были ребенку по силам и ему хватало времени на их выполнение.
  3. Передача традиций и семейных историй. Наши предки передавали свои знания из поколения в поколение. Это не было специальным обучением. Просто на семейных праздниках и посиделках детям рассказывали об истории их семьи и передавали традиции и ценности. Понимание своих корней помогает ребенку найти себя и свое место в жизни.
  4. Обучение через практику. Раньше дети сидели за партой только зимой, когда не были заняты в поле. Сегодня 90% знаний мы получаем в виде теории и часто не знаем, как применять их на практике. А вместе с тем, любой предмет, который мы изучаем в школе или детском саду, имеет практическое применение. Постарайтесь вместе с детьми найти их. Это могут быть проекты по выращиванию зелени на подоконнике или запуск воздушного змея. Так вы не только мотивируете ребенка узнавать новое, но и научите его пользоваться этими знаниями.
  5. Много физической активности. Еще в нашем детстве все свободное время мы проводили на улице: играли с друзьями, катались на горках или катке. Что уж говорить о более старших поколениях, когда улица по факту была единственным развлечением? Сегодня можно так же собирать детей со всего двора и играть с ними в игры нашего детства. Заодно это поможет лучше узнать соседей и проводить больше времени с детьми.
  6. Чуть меньше контроля. Мы считаем, что нашим бабушкам и дедушкам не грозило столько опасностей, поэтому за ними и не нужно было следить. С одной стороны, это действительно так. Но с другой, многим из них приходилось топить печку, греть суп на газу и добираться домой из школы общественным транспортом. Именно поэтому они были такими самостоятельными. Попробуйте дать и своим детям чуть больше свободы: разрешить им самим ходить домой из школы, гулять с друзьями или сходить в магазин за молоком. Это покажет, что вы доверяете им и уверены в их силах.

Раньше не было лучше или хуже. Раньше было по-другому, поэтому нет смысла ностальгировать по тем временам и искать родительский авторитет теми же способами. Ищите свой путь, опираясь на лучшие традиции и возможности прошлого.

 

Рекомендуем для изучения

Мастер-класс “Командир нашелся”

Кто в семье главный — родитель или ребенок?

 

Что еще почитать:

А что будет, если ребенку ничего не запрещать

Границы в отношениях с ребенком: где грань между «я тебя люблю» и «тебе все можно»

Быть командой: почему родители должны быть последовательны в воспитании

 

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Читайте также:

«Мам, мы уже приехали? А сейчас? Ну скоро уже? Уже наша очередь? Я не хочу ждать, я хочу прямо сейчас»,…

Вы общаетесь с подругой, которую давно не виделись, а ребенку нужно здесь и сейчас показать вам что-то интересное или поделиться…

Ничего не скрывать, отвечать на любые вопросы и терпеть любое поведение — многие родители уверены, что именно в этом состоит…