Нужно ли давать ребёнку возможность самостоятельно находить решение проблемы?
Ребёнок часто САМ в состоянии найти решение проблемы, если родители, бабушки, дедушки и другие ему близкие люди его не сбивают. Из добрых побуждений, а иногда и из-за незнания как правильно нужно — близкие часто торопятся и мешают. Или вообще даже не верят, что ребёнок способен найти выход из ситуации, решение проблемы.
⠀
И у родителей в арсенале есть как минимум 6 стратегий, как НЕ ДАТЬ ребёнку самостоятельно найти решение.
Стратегии родителей:
1. Родители отрицают чувства и эмоции
«Что ты придумываешь, тут не холодно!»
«Глупо расстраиваться из-за такой ерунды!»
«Это просто царапина, тебе не больно!»
⠀
2. Родители начинают философствовать
«В жизни много несправедливостей, чем раньше ты это поймёшь, тем лучше!»
«Вот в наше время, когда я была маленькая, мы знали настоящую цену дружбы…»
⠀
3. Родители атакуют
«А я тебя предупреждала, что ничего хорошего из этого не выйдет!»
«Сам виноват, не надо было к нему лезть!»
⠀
4. Родители дают готовое решение
«Просто надо подойти и извиниться!»
«В следующий раз собирай свои вещи с вечера!»
⠀
5. Родители задают миллион вопросов
«А где ты в это время был? А что он тебе сказал? А почему ты не сказал ему сразу? А учительница знает?»
⠀
6.Родители становятся на сторону другого
«У него наверное была очень серьезная причина так поступить!»
«Нельзя так говорить про учительницу, учитель всегда прав!»
⠀
И этими стратегиями запасы родителей не ограничиваются. Проблема не только в том, что родители не поддерживают детей в такие моменты, они ещё и не дают им ни малейшего шанса самим разобраться с ситуацией и найти решение! ⠀
Как помочь ребёнку в освоении навыка — решать проблемы и находить решения самостоятельно?
Умение находить решение — один из ключевых навыков, которые родители хотят увидеть в своих детях.
Поговорим о том, как ПОМОЧЬ и направить малыша, справляться с жизненными задачами. ⠀
Фабер и Мазлиш авторы книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают пошаговую схему совместного поиска решений с ребёнком. В книге великолепно описано:»Ребёнок должен принимать участие в решении проблемы, а не быть частью проблемы.»
⠀
Итак, сама схема (для детей старше 5 лет):
⠀
Шаг 1: Проговорить чувства ребёнка ⠀
Тем самым родители дают понять, что они на стороне ребёнка, что они его понимают, что он имеет право чувствовать то, что он чувствует — злость, гнев, обиду, смущение, страх…
С помощью первого шага вся семья объединяется в команду. Когда есть какая-то проблема, родители не становятся с ребёнком врагами. Родители не делают жертву ни из себя, ни из ребёнка. Столкнувшись с проблемой, родители должны стать партнерами в решении этой проблемы.
Шаг 2: Проговорить свои чувства
Да, родители тоже живые люди и их могут одолевать другие эмоции. Родители показывают ребёнку своё восприятие ситуации и очень важно сделать это без критики и без обвинений!
Помним про я-сообщения и не клеймим никого вечным позором. Стараемся придерживаться фактов и проговаривать свои эмоции. Важно это делать в спокойном состоянии, а не когда вам хочется взорваться и выплеснуть свой праведный гнев. ⠀
Шаг 3: Мозговой штурм
Родители предлагают ребёнку вместе найти решение. Для этого сначала нужно написать список из всевозможных решений, даже нереальных и невозможных! На этом этапе важно воздержаться от критического мышления и комментариев:»Это конечно оригинальная идея, но это точно не вариант!»
⠀
Записываем все идеи, и ко всем относимся уважительно! Можно помогать ребёнку, подсказывать, предлагать свои идеи. Но важно, чтобы хотя бы половина идей исходила от ребёнка!
⠀
Шаг 4: Выбор идей и поиск решения
Когда идеи иссякли, пришло время выбрать лучшие, те которые устраивают и родителя и ребёнка!
Готовьтесь идти на компромиссы, можно комбинировать варианты решений. Можно пробовать один вариант, и если видите, что он неэффективен, вернуться к этапу мозгового штурма!
Задача родителей – показать ребёнку, что из любой ситуации есть выход. Не всегда он простой и приятный, не всегда он находиться в зоне нашего комфорта, но любая жизненная задача – это возможность для роста, обучения и развития новых навыков.
Рекомендуем к изучению
Интенсив «Как вырастить уверенного в себе и успешного ребёнка»
Вы узнаете как повысить самооценку у ребенка и как помочь ему поверить в свои силы.
Комментарии: (0)