Нужно ли давать ребёнку возможность самостоятельно находить решение проблемы?

#Развитие

Ребёнок часто САМ в состоянии найти решение проблемы, если родители, бабушки, дедушки и другие ему близкие люди его не сбивают. Из добрых побуждений, а иногда и из-за незнания как правильно нужно — близкие часто торопятся и мешают. Или вообще даже не верят, что ребёнок способен найти выход из ситуации, решение проблемы.

И у родителей в арсенале есть как минимум 6 стратегий, как НЕ ДАТЬ ребёнку самостоятельно найти решение.

Стратегии родителей:

1. Родители отрицают чувства и эмоции
«Что ты придумываешь, тут не холодно!»
«Глупо расстраиваться из-за такой ерунды!»
«Это просто царапина, тебе не больно!»

2. Родители начинают философствовать 
«В жизни много несправедливостей, чем раньше ты это поймёшь, тем лучше!»
«Вот в наше время, когда я была маленькая, мы знали настоящую цену дружбы…»

3. Родители атакуют 
«А я тебя предупреждала, что ничего хорошего из этого не выйдет!»
«Сам виноват, не надо было к нему лезть!»

4. Родители дают готовое решение
«Просто надо подойти и извиниться!»
«В следующий раз собирай свои вещи с вечера!»

5. Родители задают миллион вопросов 
«А где ты в это время был? А что он тебе сказал? А почему ты не сказал ему сразу? А учительница знает?»

6.Родители становятся на сторону другого 
«У него наверное была очень серьезная причина так поступить!»
«Нельзя так говорить про учительницу, учитель всегда прав!»

И этими стратегиями запасы родителей не ограничиваются. Проблема не только в том, что родители не поддерживают детей в такие моменты, они ещё и не дают им ни малейшего шанса самим разобраться с ситуацией и найти решение! ⠀

 

Как помочь ребёнку в освоении навыка  — решать проблемы и находить решения самостоятельно?

Умение находить решение — один из ключевых навыков, которые родители хотят увидеть в своих детях.

Поговорим о том, как ПОМОЧЬ и направить малыша, справляться с жизненными задачами. ⠀

Фабер и Мазлиш авторы книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают пошаговую схему совместного поиска решений с ребёнком. В книге великолепно описано:»Ребёнок должен принимать участие в решении проблемы, а не быть частью проблемы.»

Итак, сама схема (для детей старше 5 лет):

Шаг 1: Проговорить чувства ребёнка ⠀
Тем самым родители дают понять, что они на стороне ребёнка, что они его понимают, что он имеет право чувствовать то, что он чувствует — злость, гнев, обиду, смущение, страх…

С помощью первого шага вся семья объединяется в команду. Когда есть какая-то проблема, родители не становятся с ребёнком врагами. Родители не делают жертву ни из себя, ни из ребёнка. Столкнувшись с проблемой, родители должны стать партнерами в решении этой проблемы.

Шаг 2: Проговорить свои чувства
Да, родители тоже живые люди и их могут одолевать другие эмоции. Родители показывают ребёнку своё восприятие ситуации и очень важно сделать это без критики и без обвинений!

Помним про я-сообщения и не клеймим никого вечным позором. Стараемся придерживаться фактов и проговаривать свои эмоции. Важно это делать в спокойном состоянии, а не когда вам хочется взорваться и выплеснуть свой праведный гнев. ⠀

Шаг 3: Мозговой штурм
Родители предлагают ребёнку вместе найти решение. Для этого сначала нужно написать список из всевозможных решений, даже нереальных и невозможных! На этом этапе важно воздержаться от критического мышления и комментариев:»Это конечно оригинальная идея, но это точно не вариант!»

Записываем все идеи, и ко всем относимся уважительно! Можно помогать ребёнку, подсказывать, предлагать свои идеи. Но важно, чтобы хотя бы половина идей исходила от ребёнка!

Шаг 4: Выбор идей и поиск решения
Когда идеи  иссякли, пришло время выбрать лучшие, те которые устраивают и родителя и ребёнка!

Готовьтесь идти на компромиссы, можно комбинировать варианты решений. Можно пробовать один вариант, и если видите, что он неэффективен, вернуться к этапу мозгового штурма!

 

Задача родителей – показать ребёнку, что из любой ситуации есть выход. Не всегда он простой и приятный, не всегда он находиться в зоне нашего комфорта, но любая жизненная задача – это возможность для роста, обучения и развития новых навыков.

 

 

 

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Читайте также:

Многие знают, что я для своих детей выбрала Вальдорфскую систему образования. Она сильно отличается от государственной традиционной системы. По-моему мнению…

У детей в возрасте до 7 лет есть особенность, про которую нужно знать — их «понимание» концепции работы. ⠀ Работы…

  Представьте семью. В семье двое детей. Одному 16, второму 19.   Старший вызывает у мамы чувство гордости: ⇒ поступил…