5 ошибок, которые могут стать фатальными в воспитании пятилеток

#Иерархия
#Развитие

Пятилетие — период, в который формируется и закрепляется личность ребенка. Именно в этом возрасте влияние родителей на детей колоссально и затрагивает множество аспектов. Однако зачастую взрослые не знают, как правильно воспитывать пятилетку, и совершают ошибки, последствия которых останутся с ребенком на всю жизнь. В чем особенность этого периода и что многие мамы и папы делают неправильно?

 

Статья Карины Рихтере для сайта «letidor.ru», оригинал статьи

Почему пять лет — это переломный возраст

В каждом возрасте есть свои особенности и свои сложности. Но пятилетие — переломный период. И вот почему.

• Самостоятельность. Ребенок все больше сепарируется от родителей и хочет многое делать самостоятельно — одеваться, есть, выбирать, решать. Он совершенствует навыки самообслуживания и может позаботиться о себе. Вместе с тем дети этого возраста хотят устанавливать свои правила и требуют, чтобы окружающие их выполняли.

• Этика. К пятилетию ребенок начинает понимать, что у других людей есть эмоции и чувства. Он учится сопереживать и сочувствовать. Его этические представления теперь включают не только то, что говорят взрослые, но и то, что делают.

Ребенок замечает ошибки и говорит о них.

Например, он видит, что мама переходит дорогу в неположенном месте, хотя говорит, что так делать не нужно. И ориентироваться ребенок будет на действия мамы, а не на ее слова.

• Творчество. Пять лет — пик творческой активности ребенка. У него развивается фантазия и воображение. Он придумывает целые миры и воплощает их в реальность с помощью рисунков, игрушек или пластилиновых фигурок.

Могут появиться воображаемые друзья и первые страхи.

Ребенок в этом возрасте уже хорошо понимает, что мир большой, а он маленький, и в этом огромном мире его могут ожидать самые разные опасности. Этот беспредметный страх трансформируется в боязнь чего-то конкретного — монстров под кроватью, пауков и так далее.

Depositphotos

• Любознательность. Несмотря на то, что мир большой и страшный, его устройство очень интересует ребенка, и он задает сто вопросов в минуту: что ест стрекоза на завтрак, откуда взялись камни и как летает птица.

Однако внимание в этом возрасте еще недостаточно развито, поэтому они постоянно скачут с одной темы на другую и задают новые вопросы.

• Самооценка. Развитие этики и воображения приводит к тому, что ребенок начинает лучше понимать себя, свои эмоции, желания и склонности. Он стремится быть похожим на значимых взрослых и берет пример с родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек. Он хорошо понимает, если делает что-то неправильно, и может сознательно скрывать проступки от родителей. Однако хранить секреты в этом возрасте очень сложно, и ребенок хочет, чтобы его тайна была раскрыта, а груз ответственности снят.

• Отношения с другими детьми. Круг интересов ребенка выходит за пределы семьи. Теперь ему интересны другие дети и отношения с ними. У него появляются первые настоящие друзья, а не просто товарищи по играм.

Он учится взаимодействовать, идти на компромисс и выстраивать отношения.

Возросшая самооценка и этические представления вынуждают ребенка искать признание и уважение у сверстников.

Пятилетие очень важно именно из-за того, что в этом возрасте закладывается самооценка и самоощущение ребенка, его этические нормы и принципы взаимоотношений с другими людьми. Кроме того, в этом возрасте, как ни в каком другом, имеет значение влияние взрослого, так как именно взрослый дает ребенку нравственные ориентиры и моральные установки.

Что родители делают не так и как это можно исправить? Если до рождения ребенка вы не увлекались возрастной психологией и ничего не знаете об особенностях развития ребенка, то наверняка совершаете эти ошибки в воспитании пятилетки.

Хорошая новость — каждую из них легко исправить. Разбираем основные из них.


Depositphotos

Ошибка 1. Вы ограничиваете пятилетку в свободе и все за него решаете

Вам кажется, что ребенок слишком долго одевается или выбирает неправильные занятия, поэтому продолжаете надевать ему сапожки, говорить, чем заниматься, и оберегать ото всех опасностей.

В будущем это приведет к инфантильности, сложности с принятием решений и зависимости от других.

Исправить ситуацию очень просто — нужно всего лишь запастись терпением и дать ребенку немного больше свободы.

Конечно, он не сможет решить, стоит ли ему ходить в детский сад, что приготовить на обед или как правильно одеться по погоде. Поэтому взрослому нужно давать выбор из двух-трех вариантов. Например, ребенок вполне может выбрать, что будет есть на ужин — фрикадельки, рыбные палочки или куриные котлеты. Также очень важно разрешать ребенку самостоятельно одеваться, ходить в туалет, есть, ложиться спать и так далее.

Да, конечно, что-то он будет делать неаккуратно (попросите ребенка убрать за собой после ужина) или долго (поэтому добавьте ко времени на сборы лишние 15–20 минут), но зато сам. Решить, чем он хочет сейчас заняться или в какую игру поиграть, он тоже может без ваших подсказок.

Ошибка 2. Вы не отвечаете ребенку на сложные вопросы

Память человека устроена таким образом, что та информация, которой вы не пользуетесь в обычной жизни, быстро забывается.

Конечно, в школе вы проходили, почему листья зеленые, что ест ежик и как в лампочке появляется свет. Но если на работе вы сводите бухгалтерский отчет или собираете холодильники, то вряд ли помните школьный курс физики или биологии. Вот и отмахиваетесь от бесконечных вопросов ребенка или придумываете ответы. Так вы убиваете его познавательный интерес, а это скажется на обучении, способности находить информацию или работать с ней.

Более честным и правильным будет предложить поискать ответ вместе.

В век доступности информации, чтобы ответить на любой вопрос ребенка, потребуется всего пара кликов. Многих вопросов можно избежать, если читать вместе детские энциклопедии и смотреть развивающие мультфильмы. В тех же «Смешариках» и «Фиксиках» даются ответы на самые разные детские «почему».


Depositphotos

Ошибка 3. Вы не отвечаете за свои слова

В пять лет ребенок уже четко понимает разницу между словами и действиями. И если мама говорит, что сладкое — это вредно, а сама съедает за ужином пирожное и десяток конфет, ребенок усвоит, что можно есть, но не стоит говорить об этом.

То же самое касается обещаний (например, вы пообещали отвезти ребенка в парк развлечений, но не сделали этого) и наказаний (например, пообещали лишить ребенка мультиков, если он не уберет игрушки, а потом забыли об этом).

Все это приведет к безответственности, невыполнению обещаний и двойным стандартам.

Тут поможет только самоконтроль: ваши слова и ваши действия должны совпадать. Если вы говорите, что нельзя переходить дорогу в неположенном месте, то нужно идти до пешеходного перехода, как бы ни хотелось срезать. Если вы что-то пообещали, но по объективным причинам не получилось это сделать, объясните ребенку, почему так произошло. Заодно предложите ему самому придумать, как бы вы вместе могли исправить ситуацию. Это поможет развитию навыка самостоятельного мышления.

Ошибка 4. Вы игнорируете страхи и фантазии пятилетки

«Хватит придумывать!» — самая частая фраза, которую родители говорят пятилетним детям. Это касается историй, которые придумывает ребенок, монстров под кроватью, воображаемых друзей.

Серьезным взрослым часто кажется, что детские фантазии ничего не стоят, а бояться несуществующих монстров — глупо и неправильно. Таким образом вы убиваете способность ребенка к креативному мышлению и показываете ему, что не верите его словам. Лучше расспросить поподробнее о том, чего он боится, о мире, который придумал, или о его воображаемом друге. Включайтесь в игру и помогайте ребенку. Например, в случае с воображаемым страхом можно придумать, как его преодолеть, а в случае с воображаемыми друзьями — понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни. Фантазии и мечты — это прекрасно. Не отмахивайтесь от них.


Depositphotos

Ошибка 5. Вы не хвалите ребенка

Некоторые родители считают достижения ребенка чем-то само собой разумеющимся, поэтому забывают хвалить малыша, если он, например, убрал за собой посуду после завтрака. А ведь самооценка ребенка очень чувствительна в этом возрасте, и наши слова могут как поддержать, так и разрушить ее.

Любое одобрение родителей укрепляет веру ребенка в себя и свои силы.

А любое наше замечание разрушает эту веру.

Не забывайте хвалить и поменьше ругайте, даже если очень хочется. Но хвалите и ругайте правильно: оценивайте поступки и результаты, а не самого ребенка. Если что-то не получилось, постарайтесь найти слова поддержки — оценивайте старание или результат. Например, если ребенок не смог аккуратно раскрасить рисунок, скажите: «Линии такие непослушные! Так и норовят убежать за контур. Давай попробуем укротить их и рисовать аккуратнее. И смотри, как здорово у тебя получилось подобрать цвета. Этот зеленый отлично сочетается с этим оранжевым!»

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Любую, даже самую страшную, по вашему мнению, ошибку воспитания, всегда можно исправить любовью и пониманием.

 

Рекомендуем для изучения

Мастер-класс “Командир нашелся”

Кто в семье главный — родитель или ребенок?

 

Что еще почитать:

7 ключевых правил наказания

3 признака, что ваш малыш будет взрывным подростком

Быть командой: почему родители должны быть последовательны в воспитании

 

Комментарии: (9)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  • Светлана
    28.08.2021

    Карина спасибо большое. Как всегда без воды и по делу. Ох как жалко, что не знала о вас 7 лет назад, когда старший только родился! Теперь исправляю все ошибки!

  • Мария
    28.08.2021

    Кариночка, спасибо вам за то, что вы есть!!! Столько полезной информации!!! Осталось только воплощать в жизнь все советы, и всё получится!!!

  • Ксения
    28.08.2021

    Отличная статья.Актуальна для меня!!! Благодарю

Читайте также:

Нам сложно признаться в том, что мы завидуем другим — это чувство осуждается и считается не самым правильным. Но не…

Нам не выдают инструкцию, как быть родителем и воспитывать ребенка так, чтобы не причинить ему вреда. Вполне логично, что мы…

Каждый из нас стремится к тому, чтобы ребенок доверял нам и в сложных ситуациях обращался к нам за помощью. Но…